Вернуться ко всем новостям

Об итогах визита Михаила Касьянова в Китай для российских нефтяников и газовиков

29.09.2003
Председатель правительства России Михаил Касьянов 25 сентября завершил официальный визит в Китай. По его мнению, самый важный результат прошедших переговоров - это то, что "достигнута ясность": "Китай получил наше разъяснение по многим волновавшим его вопросам". Главный же из этих вопросов - это, безусловно, нефтепровод Ангарск-Дацин. То, что сроки его строительства сдвигаются, и в 2005 году российская нефть по новой трубе в Китай не потечет, было ясно еще до приезда российского премьера. Но в Пекине Михаилу Касьянову удалось все же разрядить обстановку. Во-первых, он объяснил причины задержки. Во-вторых, сделал китайцам предложение, от которого они не смогли отказаться.

Проект задерживается по двум причинам. Первая - это экологическая небезопасность обеих трасс нефтепровода, обходящих Байкал с севера и с юга. "Экологи говорят нам, что если трубу прорвет, то нефть выльется в Байкал уже через пять часов после прорыва и никакая ремонтная бригада за это время даже подъехать не успеет", - поделился опасениями с корреспондентом „Ъ" источник в российской делегации. Чтобы учесть замечания экологов, нужно как минимум три-четыре месяца. Еще столько же времени уйдет на рассмотрение уже исправленных документов в правительстве. Так что готовое ТЭО проекта появится не ранее августа 2004 года. Строительство займет еще два-три года, так что нефть из России смогут качать в Китай не ранее 2007 года. Но это еще не все трудности. В российском правительстве, оказывается, до сих пор не могут определиться, какой из двух маршрутов трубопровода лучше - южный или северный. "Северный маршрут (на Находку.- „Ъ") лучше укладывается в логику энергетической стратегии и находится в русле стратегического стремления России развивать Восточную Сибирь", - подчеркнул правительственный источник.

Вторая причина задержки - необеспеченность трубопровода ресурсами. И если в российском правительстве сочтут, что ресурсов недостаточно, то строительство вообще может быть отложено лет на десять. В российской делегации, конечно, говорили о том, что у компании "ЮКОС", вероятно, нефти для поставок в Китай хватит (во всяком случае, в самой компании, как известно, в этом не сомневаются). Но высказывали недовольство тем, что на Находку "ЮКОС" нефть давать не хочет. "В любом случае для серьезного экономического проекта этих ресурсов недостаточно - нужно проводить серьезную доразведку месторождений Восточной Сибири, а это займет шесть-восемь лет", - настаивают в окружении премьера.

Отсюда следует, что премьер уже фактически принял решение о судьбе нефтепровода. Во-первых, все нефтекомпании будут стимулировать для выполнения стратегической задачи - освоения Восточной Сибири. Во-вторых, что особенно неприятно для М.Ходорковского, правительство собирается не допустить того, чтобы "ЮКОС" монопольно владел китайской трубой (речь, естественно, идет не о правах собственности, а о фактическом контроле). В результате придется искать еще нескольких желающих продавать нефть Китаю. Но для начала эту нефть надо еще найти. "А пока по большому счету нам нечего поставлять ни в Китай, ни в Японию (китайская труба должна строиться как ответвление нефтепровода на Находку.- „Ъ") - это станет по-настоящему возможным только после начала реального освоения Восточной Сибири", - поставил точку источник „Ъ".

Однако столь жесткая позиция Москвы, если верить членам российской делегации, не отбила охоту у китайцев к восточносибирской нефти. "Китайцы согласны подождать, тем более что мы пригласили их компании поучаствовать в разведке Восточной Сибири", - сказал собеседник „Ъ".

М.Касьянов обсудил в Китае и ряд других тем. Прежде всего российская сторона настаивала на диверсификации своего экспорта в Китай, так как заинтересована в том, чтобы поставлять в Китай больше машинотехнической продукции: гражданских самолетов, энергетического оборудования. Для стимулирования этого процесса российское правительство готово предоставлять экспортные кредиты.

Для "Газпрома" "газовая часть" визита премьера в Пекин оказалась вполне удачной. Зампредправления компании Александр Ананенков объявил приоритетом работы компании в Китае проект Восток-Запад: по данным „Ъ", в ходе визита "Газпрому" были сделаны предложения не только продолжать работу по проекту строительства совместно с CNPC, Shell и ExxonMobil трубопровода из Таримского бассейна, но и разрабатывать там месторождения в режиме СРП в партнерстве с компаниями PetroChina и CNPC.

Нефтяники могут быть довольны итогами визита в меньшей степени. Фактически Китай продемонстрировал, что его в минимальной степени интересуют российские споры вокруг маршрута будущего нефтепровода Ангарск-Дацин или Ангарск-Находка: решение вопроса де-факто перенесено на 2004 год. "Мы удовлетворены тем, что в официальных документах по итогам визита подтверждены ранее достигнутые договоренности по экспортному маршруту из Восточной Сибири в КНР", - заявил „Ъ" пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин. "Подтверждение" - вообще ключевое слово в комментариях нефтяников по итогам визита. Очевидно, понимать его надо как "ни на шаг продвинуться не удалось".

Больше других удовлетворены итогами переговоров машиностроительные компании и атомщики: Михаил Касьянов привез им из Пекина надежду на новые заказы. Вопрос о строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС окончательно будет решен не ранее весны 2004 года, когда будет запущен первый энергоблок АЭС. На первом этапе строительства АЭС российские компании, в том числе концерн ТВЭЛ и ОМЗ, уже заработали: объем заказов в России по этому проекту составил, по словам премьера, более $3 млрд. Особенно важно, что М.Касьянов обещал предоставить кредит КНР на вторую очередь Тяньваньской АЭС: госкредиты со стороны РФ станут основным фактором в получении этого заказа.