Вернуться ко всем новостям

Рассмотрен ход реализации экспортной стратегии «Газпрома» на европейском рынке

22.12.2004
Правление ОАО «Газпром» рассмотрело ход реализации экспортной стратегии компании на европейском рынке газа. Профильным подразделениям ОАО «Газпром» поручено разработать программу синхронизации ввода ресурсных и транспортных мощностей на период 2006-2010 гг. на основе прогнозного баланса газа до 2015 года. К 2010 году ежегодный экспорт трубопроводного газа на европейский рынок возрастет до уровня не менее 180 млрд куб.м.

Справка: ОАО «Газпром» является крупнейшим в мире экспортёром природного газа, поставляя его в 20 государств Центральной и Западной Европы. На долю российского газа приходится в настоящее время 26% его потребления в Европе и 40% его импорта. Позиции ОАО «Газпром» на европейском газовом рынке устойчивы. Гарантией сохранения имеющихся позиций являются крупнейший портфель долгосрочных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, а также постоянно развивающиеся мощности по добыче и транспортировке газа.

Объём поставок по действующим долгосрочным контрактам составляет около 2 трлн куб.м стоимостью около 270 млрд дол. при текущей ценовой конъюнктуре. Среднегодовой темп роста экспорта за период 2000-2004 гг. составил 9.2%, что соответствует темпам роста потребления газа в Европе. Все объёмы газа продаются Обществом на конкурентоспособных условиях; рост валютной выручки при этом составил 54%. Объём валютных поступлений в 2004 г. ожидается на уровне 17.8 млрд дол. (в 2003 г. – 16.5 млрд дол.). Суммарные экспортные поставки в дальнее зарубежье в 2004 г., как ожидается, составят около 143.4 млрд куб.м, в 2005 г. они запланированы на уровне 145 млрд куб.м.

Рост ежегодного экспорта газа в Европу до 180 млрд куб.м будет обеспечен, в частности, за счёт вывода на проектную мощность газопроводов «Ямал-Европа» и «Голубой поток», а также поэтапного строительства газопровода «Богородчаны-Ужгород». Особая роль в дальнейшем увеличении экспорта газа будет отводиться Северо-Европейскому газопроводу.

В основе экспортной стратегии ОАО «Газпром» лежит сохранение системы долгосрочных контрактов с одновременным использованием дополнительных возможностей развития экспортных поставок на краткосрочной и спотовой основе. Основополагающим элементом экспортной стратегии компании является сохранение системы «единого экспортного канала».

Серьёзные дополнительные возможности усиления экспортных позиций «Газпрома» принесёт развитие производства и сбыта СПГ. Сочетание поставок СПГ с хорошо развитой газотранспортной и организационной структурой создаст мощный импульс для повышения эффективности экспорта газа с одновременной диверсификацией рынков сбыта. Это позволит выйти на совершенно новые для компании рынки, в частности, США и АТР.