Вернуться ко всем новостям

Добыча нефти в России сокращается

16.02.2005
По данным Международного энергетического агентства (IEA), добыча нефти в России сокращается. Российские аналитики связывают это с возросшей налоговой нагрузкой, недостаточно развитой экспортной инфраструктурой и сезонным фактором. Согласно опубликованному 10 февраля докладу Международного энергетического агентства, добыча нефти в России снизилась с сентябрьского максимума в 9.46 млн барр. в сутки до 9.37 млн в декабре и до 9.26 млн в январе.
«В годовом исчислении производство нефти в России достигло своего пика летом 2003 г., увеличившись на 12%, или почти на 1 млн барр. в сутки. К декабрю 2004 г. оно снизилось на 6%, или на 525 тыс.барр. в сутки», – говорится в докладе. Аналитики объясняют это падение сезонным фактором. «Зимой всегда происходит падение добычи. Уже в феврале показатели будут выше, чем в январе», – уверен Лев Сныков из Sovlink Securities.

В докладе IEA также содержится ссылка на сезонность.
Зимними погодными условиями, например, объясняется уменьшение поставок с Сахалина. Правда, с «Сахалина-1» нефть поставляется на внутренний рынок, а экспорт начнется лишь в 2006 г., так что на общую картину сахалинская нефть повлиять не может.

А Евгений Сацков из ИК «Метрополь» видит в сократившихся объемах добычи прямое следствие возросшей налоговой нагрузки на сектор: «По нашим расчетам, в прошлом году компании платили в среднем $5 за добытый баррель. Когда цена нефти на международных рынках превысила $37 за баррель, нефтяникам пришлось платить в среднем $5.7 за баррель. Это ведет к закрытию малорентабельных скважин, сокращению капитальных вложений и объемов разведочного бурения». Кроме того, повышение налоговой нагрузки делает убыточной добычу в компаниях со старыми месторождениями («Башнефть» и «Татнефть»). Аналитики ожидают, что «Башнефть» не сможет увеличить добычу в 2005 г., а рост у «Татнефти» не превысит 1%.

В докладе IEA говорится, что снижение показателей во многом обусловлено сокращением добычи нефти компанией ЮКОС. Лишенная главного добывающего актива – «Юганснефтегаза», компания ЮКОС может столкнуться с дальнейшей распродажей своего имущества за многомиллионные долги перед государством, и тогда снижение добычи продолжится.
Сдерживающим фактором аналитики считают и недостаток экспортных трубопроводов в стране. «Государство не разрешает нефтяникам строить свои трубопроводы, и они не хотят расширять производство», – говорит Алексей Белашов из ИК «Баррель».

В самом деле, бизнес-планы российских нефтяных компаний на 2005 год будут куда скромнее прошлогодних. «ЛУКойл», например, увеличит добычу на 4.6%, тогда как годом ранее ее рост составлял 5.6%. Вместо роста в 14%, зафиксированного ТНК-ВР в 2004 г., она планирует нарастить добычу лишь на 7% в 2005 г. Планы «Сибнефти» тоже не слишком амбициозны – 12% вместо прошлогодних 21%. По мнению аналитиков ИК «Ренессанс Капитал», общие темпы добычи в 2005 г. составят лишь 4.2% – в три раза меньше, чем рост в 9–11%, зафиксированный в предыдущие годы.

Впрочем, аналитики считают, что сокращение добычи нефти не отразится на ценах на нефтепродукты. «Речь идет о продолжающемся росте добычи нефти, правда, не столь быстром. Так что причин для повышения цен на бензин нет. К тому же рост цен на бензин еще больше разгонит инфляцию. Думаю, что правительство этого не допустит», – полагает Алексей Белашов.
«Цены на бензин определяются в большей степени объемами экспорта, а не добычи. Всё зависит от того, сколько нефти будет оставаться в России. Цены падают, когда на внутреннем рынке начинается затоваривание, а это случается при снижении экспортных пошлин», – полагает Елена Савчик из «Ренессанс Капитала».
Так что у нас, вопреки законам рынка, при снижении объемов добычи нефти можно ожидать снижения цен на бензин: с 1 февраля правительство приняло решение снизить экспортные пошлины со $101 за тонну до $83, то есть на 21.6%.