Вернуться ко всем новостям

Счетная палата нашла, что инвесторы проекта "Сахалин-2" причинили бюджету России ущерб в $2.5 млрд

16.02.2005
Одному из крупнейших иностранных проектов в России нанесен серьезный удар. Счётная палата считает, что инвесторы проекта “Сахалин-2”, Shell, Mitsui и Mitsubishi, причинили российскому бюджету ущерб в $2.5 млрд, и требует компенсации.

В последние годы чиновники не жалуют СРП. В 2003 г. правительство Михаила Касьянова решило использовать раздел продукции в исключительных случаях. К этому времени в списке претендентов на СРП было около 30 месторождений. А три уже действовавших к тому времени проекта СРП - “Сахалин-1”, “Сахалин-2” и “Харьяга” - чиновники решили не трогать. Но теперь очередь дошла и до них. В январе Счетная палата завершила проверку “Сахалина-2” за 2003-2004 гг. (21 января отчет был в целом утвержден на коллегии). “Мы пришли к выводу, что условия соглашения [по "Сахалину-2"] крайне невыгодны для России”, - заявил “Ведомостям” один из руководителей проверки, аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.

Как следует из аудиторского отчета (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), действие СРП по “Сахалину-2” привело к “полному вывозу сырья из страны”, а условия добычи нефти “снизили эффективность проекта и доходы государства”. Само соглашение подписано с нарушением закона, без конкурсов и аукционов, констатируется в отчете. А ущерб нанесенный стране от действия соглашения, составил в общей сложности $2.5 млрд. По мнению аудиторов, оператор проекта примерно на $2 млрд завысил затраты по проекту, привлекая слишком дорогих поставщиков. По данным палаты, затраты по проекту на конец 2003 г. составили почти $3.9 млрд, из которых более $1.2 млрд уже возместили инвестору (за счет продажи нефти).

“Мы считаем, инвесторы должны возместить ущерб государству”, - заявил Бесхмельницын “Ведомостям”. По его словам, Счетная палата рекомендовала правительству провести специальное заседание по проектам СРП и определить на нем должностных лиц, ответственных за подготовку и подписание соглашения по “Сахалину-2”. “Думаю, при необходимости можно подключить правоохранительные органы”, - добавляет Бесхмельницын. По его словам, Счетная палата направила информационное письмо в Генпрокуратуру.

Отчасти вина за перерасход лежит на российских чиновниках, следует из отчета аудиторов. Наблюдательный совет “Сахалина-2” всё равно утверждал Sakhalin Energy все сметы затрат, а решения по спорным вопросам принимались в пользу компании-оператора. В совет помимо инвесторов входили представители Минэкономразвития и администрации Сахалина. Само соглашение о разделе продукции по “Сахалину-2” со стороны России подписывал тогдашний министр топлива и энергетики Юрий Шафранник. Связаться ни с кем из них пока не удалось. Представитель Shell Exploration & Production Services отказался от комментариев, сославшись на то, что в его компании ещё не видели отчета Счетной палаты. Но представитель Sakhalin Energy Иван Черняховский подтвердил, что его компания получила представления Счетной палаты и сейчас изучает документ. А источник в Sakhalin Energy считает, что речи об ущербе в $2.5 млрд идти не может. “У нас 90% контрактов выдаются на открытых тендерах. Как можно говорить о договорных ценах!” - возмущен он.

Мнения федеральных чиновников не на стороне аудиторов. По мнению помощника министра промышленности и энергетики Станислава Наумова, Минпромэнерго может “принять к сведению” оценки СП об ущербе для бюджета от “Сахалина-2” и учитывать их при разработке новых СРП, если необходимость в них возникнет. В отношениях с инвесторами важно не нарушить “сложившееся правовое поле”, добавляет чиновник. Как относится к проверке Белый дом, не известно: пресс-секретарь правительства Михаил Жаров говорит, что сюда отчет еще не поступал. Другие инвесторы не верят, что государство может обязать их заплатить такие деньги. “Не закроет же российское правительство сахалинские проекты, - уверен менеджер Exxon, компании-оператора проекта “Сахалин-1”, - На два этих проекта приходится 40% всех иностранных инвестиций в нефтянку“.
Россия должна защищать свои интересы и требовать соблюдения условий СРП, от всех партнеров, в том числе иностранных, считает замминистра экономического развития Андрей Шаронов. “Но, к сожалению, появление таких поздних прозрений [как отчет СП], уже становится дурным тоном. Здесь нужен баланс”, - добавляет он.

По соглашению о разделе продукции государство освобождает инвестора от уплаты большей части налогов, за исключением налога на прибыль. Взамен инвестор делится с государством частью своей продукции. Раздел происходит только после того, как инвестор погасит все понесённые затраты за счёт продажи сырья, а прежде платит лишь роялти.

СРП по “Сахалину-2” реализуется с 1994 г. для освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений с запасами 150 млн т нефти и 500 млрд куб.м газа. За всё время работы проекта добыто 8 млн т нефти. Оператор “Сахалина-2” – Sakhalin Energy, где доли распределены между Royal Dutch/Shell (55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). Оператор отдает властям 6% добытой нефти и бонусы в бюджеты регионов (за все годы – более $330 млн). Когда проект выйдет на прибыль (в 2010–2015 гг.), бюджет будет получать 10–70% нефти и газа плюс к роялти.