Вернуться ко всем новостям

Минприроды требует изменить трассу нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан

04.10.2005
Как известно, 31 декабря 2004 г. премьер-министр М.Фрадков подписал постановление правительства о строительстве единой нефтепроводной системы Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО) по маршруту Тайшет (Иркутская обл.)–Сковородино (Амурская обл.)–бухта Перевозная (Приморский край). Пропускная способность нефтепровода, который будет строить государственная компания «Транснефть», составит до 80 млн т нефти в год. Вице-президент «Транснефти» Е.Школов заявил 29 сентября, что компания намерена для строительства первой очереди нефтепровода ВСТО привлечь кредиты на сумму до 6.6 млрд дол.

Общая стоимость строительства нефтепровода Тайшет–бухта Перевозная составляет 11.5 млрд дол. Вторая очередь трубопровода (от Сковородино до Перевозной), по словам г-на Школова, будет построена за счёт проектного финансирования. Г.Школов не уточнил, с какими именно банками «Транснефть» ведёт переговоры. Другой вице-президент компании С.Григорьев уточнил, что «Транснефть» договаривается как с западными, так и с восточными зарубежными финансовыми институтами.

Проект первой очереди строительства нефтепровода ВСТО подверг резкой критике замглавы министерства природных ресурсов (МПР) В.Степанков. Как сообщила пресс-служба МПР, г-н Степанков 29 сентября направил и.о.руководителя Ростехнадзора А.Малышеву письмо, в котором выразил мнение, что материалы ТЭО первой очереди проекта не соответствуют законодательству. Поводом для этого утверждения стало появление в МПР информации о том, что «Транснефть» направила ТЭО на экспертизу в Ростехнадзор, несмотря на то что «вопрос выбора места прохождения трассы нефтепровода в районе озера Байкал не решён в установленном порядке». Трасса трубопровода не получила положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ).

Минприроды утверждает, что участок трассы нефтепровода проходит на расстоянии 800 м от береговой линии озера Байкал, хотя ранее одобренный ГЭЭ маршрут предполагал прокладку нефтепровода за пределами водосборного бассейна озера. В соответствии с законом «Об экологической экспертизе» в случае внесения изменений в документацию после получения положительного заключения ГЭЭ это заключение теряет юридическую силу, а измененная документация должна быть вновь представлена на экспертизу.

Представитель МПР Р.Гизатулин заявил, что министерство крайне заинтересовано в реализации проекта ВСТО, но ГЭЭ одобрила прохождение трубопровода не ближе чем за несколько километров от береговой линии Байкала, а нефтепровод в 800 м от этой линии угрожает серьёзной экологической катастрофой. Он также сказал, что на межведомственном совещании, состоявшемся две недели назад, представители «Транснефти» пообещали согласовывать с МПР даже предварительные документы, но не сделали этого, а сразу же отправили все материалы ТЭО на экспертизу в Ростехнадзор.

Г-н Григорьев опроверг наличие подобных договоренностей с МПР. Он заявил, что компания не нарушила никаких законов, поскольку маршрут трассы нефтепровода не проходит в пределах водосборного бассейна Байкала, даже когда пролегает в 800 м от береговой линии. Он выразил уверенность в полной экологической безопасности проекта, особенно в сравнении с железнодорожной веткой, которая проходит к Байкалу ещё ближе, чем предполагаемый нефтепровод.

По словам г-на Григорьева, по железной дороге рядом с Байкалом перевозятся объёмы нефти, сопоставимые с теми, что пойдут по трубопроводу, но МПР о переносе железной дороги речи не ведёт. Кроме того, перенос трассы нефтепровода дальше от Байкала, в места с очень сложным рельефом, существенно увеличит стоимость реализации проекта.

Нефтяные и транспортные эксперты высказали мнение, что конфликт МПР и «Транснефти» вокруг ТЭО ВСТО может быть связан со спором о конечной точке нефтепровода. «Транснефть» планирует построить нефтеналивной терминал в бухте Перевозная, где сейчас нет никакой инфраструктуры. Кстати, так же действовала «Транснефть» и в том случае, когда строила терминал Балтийской трубопроводной системы в Приморске Ленинградской обл.

Ряд экологических организаций при поддержке МПР и администрации Приморского края считают строительство терминала в Перевозной неприемлемым из-за близости сразу двух природоохранных зон и предлагают перенести конечную точку нефтепровода в Находку.

Ходят упорные слухи о том, что губернатор Приморья С.Дарькин имеет собственные бизнес-интересы в Находкинском порту и поэтому является главным лоббистом переноса конечной точки ВСТО в Находку. Ещё в марте т.г. депутаты краевого парламента и местные экологи выступили против строительства терминала в Перевозной и даже направили делегацию в Приморск, чтобы ознакомиться с опытом работы «Транснефти». После посещения Приморска депутаты сняли практически все свои претензии к компании.