Процесс консолидации в мировой металлургической отрасли может затронуть ещё одну компанию, которая на протяжении последних лет считалась одним из наиболее ценных “призов” на североамериканском рынке стальной продукции.
Речь идёт об американской компании Ipsco, которая уже вступила в переговоры на предмет продажи.
Ipsco — один из крупнейших в Северной Америке производителей толстолистовой стали и нефтегазовых труб, в том числе большого диаметра. Эта продукция сейчас пользуется очень высоким спросом благодаря подъёму цен на нефть и активизации региональной нефтегазовой отрасли. Мощности Ipsco по выплавке стали достигают 3,9 млн т в год, в прошлом году объём производства готовой продукции составил 2,46 млн т толстого листа и 1,23 млн т труб, из них 266 тыс.т — большого диаметра.
Возможным покупателем Ipsco пресса называет российскую группу “Евраз”, в прошлом году уже проникшую на американский рынок благодаря приобретению местной компании Oregon Steel Mills за 2,3 млрд дол. Ipsco должна обойтись россиянам (или кому другому) гораздо дороже: по оценкам американских экспертов, её стоимость может достигнуть 8,6 млрд дол. Поэтому некоторые аналитики сомневаются, что россиянам будет под силу такое приобретение. Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с антимонопольными органами, так как объединённая компания в составе Ipsco и Oregon Steel Mills станет доминирующим игроком на американских рынках труб большого диаметра и толстолистового штрипса.
Помимо “Евраза”, уже обозначившего свой интерес к Ipsco, специалисты называют и других претендентов — германскую компанию Salzgitter, бразильскую CSN, индийскую Jindal Steel. Но окончательного покупателя назовут американцы: благодаря одному хитрому положению в уставе руководство компании может блокировать любые попытки враждебного поглощения.
Другая российская компания — группа “Мечел” считается одним из фаворитов в приватизационном конкурсе по продаже хорватского завода Zeljezara Split , единственного в стране производителя арматуры и сортового проката. Мощность этого предприятия составляет 200 тыс.т в год, но в настоящее время оно загружено едва на треть.
Ранее “Мечел” уже потерпел неудачу в Хорватии: в 2003 г. компания купила за символическую цену в 1 куну (менее 20 центов) трубный завод Zeljezara Sisak, но так и не смогла наладить его прибыльную работу и ликвидировала предприятие в конце 2004 г. Впрочем, теперь “Мечел” готов более ответственно отнестись к своему возможному приобретению и обещает направить на погашение долгов, модернизацию производства и пополнение оборотного капитала порядка 90 млн дол. Впрочем, российской группе нужно ещё победить в тендере: на хорватский завод претендуют ещё несколько европейских компаний и американская Commercial Metals Company, имеющая активы в Восточной Европе.
Наконец, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) может вернуться к своему прошлогоднему проекту по приобретению Pakistan Steel. В 2006 г. ММК в содружестве с саудовским и пакистанским партнёрами даже победил в конкурсе, но сделка была разорвана под давлением пакистанской оппозиции, обвинившей правительство страны в том, что оно “продешевило”. Теперь предприятие, кажется, собираются снова выставить на продажу, но уже по “настоящей” цене. Представители ММК дали понять, что готовы ещё раз попытать счастья в Пакистане.
Китайское правительство таки сделало то, чего от него ждали уже несколько месяцев, - отменило возврат НДС для экспортёров стальной продукции. Право на получение 5 из 17% уплаченного налога получили только поставщики некоторых видов продукции высокого передела, в частности, холодного проката, содержащего более 0,25% углерода, нержавеющей и электротехнической стали.
По мнению экспертов, экспорт китайской готовой стальной продукции в итоге снизится по сравнению с 14,13 млн т в первом квартале, но этот спад будет несколько искусственным, так как в марте производители, опасаясь скорой отмены возврата НДС, гнали товар за границу с удвоенной энергией. Мартовский объём поставок китайского проката достиг 5,4 млн т, что на 1 млн т больше, чем в январе и феврале. В целом же экспортные операции останутся выгодными для китайских металлургов, так как цены в США и Европе превышают уровень внутреннего рынка на 120-200 дол. за тонну.
Впрочем, ряд китайских компаний уже отреагировал на введение нового порядка повышением цен, составившим 40-50 дол./т для горячекатаных рулонов. Эта продукция предлагается азиатским покупателям уже по 530-600 дол./т FOB против 490-530 дол./т FOB в марте. Подъём затронул даже слябы, для которых внешнеторговый режим не изменился: экспортная пошлина в размере 10% не пересматривалась. Тем не менее, некоторые производители взвинтили цены до 550-560 дол./т C&F Тайвань. В начале апреля аналогичная продукция котировалась по 505-515 дол./т C&F.
Судя по всему, добиться желаемого роста цен на горячий прокат китайцам не удастся, поскольку компании из других стран Восточной Азии предлагают эту продукцию по 520-550 дол./т FOB.
Впрочем, не исключено, что тайваньцы, корейцы и японцы поддержат китайскую инициативу. Одной из причин согласованного подъема цен в Азии может стать как раз дороговизна слябов: латиноамериканские компании продают их не дешевле 560-570 дол./т C&F, а российские металлурги предлагают свои полуфабрикаты по 550 дол./т FOB по майским контрактам и до 575 дол./т FOB — по июньским.
Между тем в Европе и США, на которые ориентируются как китайские экспортёры, так и металлургические комбинаты из стран СНГ, подъём цен на листовую сталь явно затормозился. Европейские компании, планировавшие во втором квартале увеличить стоимость своей продукции на 20-30 евро за тонну, ограничились максимум 10 евро за тонну. Потребители отказываются приобретать подорожавшую сталь, поэтому металлургам приходится ограничивать свои претензии суммами в 500-520 евро за тонну ex-works для горячекатаных рулонов и 590-620 — для холоднокатаных. Стоимость аналогичной продукции из-за рубежей ЕС составляет на европейском рынке ровно столько же, но на условиях CIF.
Американские компании смогли повысить цены в апреле, доведя стоимость горячекатаных рулонов до 570-575 дол. за короткую тонну (907 кг) ex-works, а холоднокатаных — до 640-650 дол. за короткую тонну, но аналитики предупреждают, что нового подорожания в мае не будет.
Спрос в США сократился, а металлолом начал падать в цене, лишая металлургов их основного оправдания для повышения стоимости своей продукции.
Вынужденно уменьшили аппетиты и турецкие поставщики арматуры. В Европе цены на нее по-прежнему велики, достигая 600 евро за тонну ex-works и 680-700 дол./т CIF для импорта, но для ближневосточных покупателей туркам пришлось снизить цены до 620-630 дол./т FOB против 640-650 дол./т FOB в первых числах апреля. В качестве основной причины снова указывается удешевление металлолома.
Индийские власти так и не решили, что делать с введенными с 1 апреля экспортными пошлинами на железную руду, вызвавшими скандал на рынке и приведшими к объявлению бойкота со стороны Китая — крупнейшего покупателя этого сырья. В парламенте и правительстве рассматривались возможные варианты, но ни один из них не получил должной поддержки. Вынесение вердикта перенесено на май, но, учитывая неповоротливость индийской государственной бюрократии, задержка может оказаться ещё более значительной.
Между тем стоимость индийской железной руды в Китае остаётся на прежнем уровне: в крупнейших портах около 103,5 дол./т за концентрат с 63,5% железа и 92-93 дол./т — за 62%-ный. Правда, как сообщают наблюдатели, закупки индийского сырья и в самом деле прекратились: потребители и трейдеры заключают договора с поставщиками прежде всего из Бразилии и Австралии. Пока китайцам помогают сдерживать цены большие запасы руды в портах, оценивающиеся более чем в 50 млн т.
За первый квартал 2007 г. китайский импорт железной руды составил 100,2 млн т, так что по итогам года общий объём может приблизиться к 400 млн т, что примерно на 70 млн т больше, чем в 2006 г. Как считают специалисты, такой рост потребления может вызвать обострение дефицита на мировом рынке железной руды (особенно при условии сокращения индийского экспорта) и новый скачок цен. Однако уже в 2009-2010 гг., по мнению International Iron & Steel Institute (IISI), ценовой маятник качнётся в обратную сторону и цены на руду пойдут резко вниз. Свои доводы IISI подкрепляет длинным списком уже реализующихся и перспективных проектов в отрасли.
В частности, компания Rio Tinto, второй в мире производитель железной руды, заявила, что может пересмотреть свои планы расширения мощностей в сторону увеличения. Пока Rio Tinto собирается к 2009 г. довести объём производства железной руды до 220 млн т (в 2005 г. - 156 млн т), но, по словам председателя правления компании Пола Скиннера, в случае сохранения повышенного спроса на руду на мировом рынке этот объём может быть значительно больше. Единственная проблема здесь заключается в пропускной способности транспортной инфраструктуры.
Цены на металлолом на мировом рыке продолжают понижаться. Турецкие компании уже покупают материал HMS №1 из ЕС по 348-352 дол./т C&F, а А3 из Украины или России — по 340 дол./т C&F. Возможно, в ближайшем будущем цены снова упадут, так как в Западной Европе лом по апрельским контрактам подешевел по сравнению с мартом на 10-20 евро за тонну.