Иностранные авиастроители не снижают закупки российского металла. Производственно-экономические показатели отечественной титановой отрасли по результатам 2008 г. не будут значительно отличаться от плановых. При этом есть резервы для стратегического роста и укрепления позиций на рынке. В целом предприятия отрасли чувствуют себя более стабильно, чем другие, связанные с металлургией, механообработкой и машиностроением.
По оценке Евгения Романова, генерального директора корпорации "ВСМПО-Ависма", крупнейшего в мире поставщика титана, 2008 г. будет закончен с прибылью и ростом объемов производства. Правда, из-за мирового кризиса он оказался не столь значительным, как намечалось. Разумеется, пришлось прибегнуть к экономии средств, однако массовых сокращений не планируется, а главную задачу руководство предприятия видит в выполнении ключевых социальных планов, сохранении рабочего и инженерно-технического персонала.
Титановая корпорация намерена стабильно функционировать и в 2009 г. Будет продолжен курс на тесное взаимодействие с мировыми авиастроительными компаниями, которые пока не планируют резко снижать выпуск перспективных моделей авиалайнеров. Контракт с компанией Boeing заключен на период до 2012 г., в следующем месяце корпорация планирует подписать долгосрочный контракт и с Airbus - до 2020 г.
Отечественное авиастроение все еще находится на очень низком уровне развития. Объемы заказов на титановые детали для российских самолетов, в том числе на новейший SuperJet 100, остаются незначительными, несмотря на высокую изношенность существующего авиапарка. Некоторые отечественные заказчики оказались непунктуальными партнерами: еще до кризиса у них скопились значительные финансовые задолженности перед корпорацией. Возрождение авиастроения может стать важным резервом для роста отечественной титановой отрасли.
Другим потенциальным направлением остается проект "Титановая долина". Формирование локальной экономической зоны или производственного кластера может обеспечить многомиллиардные инвестиции, создание условий для привлечения квалифицированного персонала, выпуска высокотехнологичной продукции, в которой давно нуждаются мировые производители авиалайнеров и другие потребители изделий из титана. Однако о сроках реализации и масштабах проекта, скорее всего, можно будет говорить уже после выздоровления мировой экономики.
Еще один резерв для укрепления позиций титановой корпорации на рынке - техническое переоснащение. Как отметил Евгений Романов, нанотехнологии в корпорации пока не применяются, но потенциал для этого есть. Новейшее оборудование приобретается постоянно и комплексно, это помогает решать проблемы дефицита персонала, обеспечивает реализацию проектов на основе современных решений.